Конспект «Мы знаем свои права»

 

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в правовом, цивилизованном государстве. Правовому воспитанию дошкольников следует уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, доброжелательного отношения к людям.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

В связи с актуальностью этой темы нами был разработан конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Знаем мы свои права».

Занятие составлено на основе программ: под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой примерная образовательная программа «От рождения до школы», Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. На занятии использовались учебно-игровые пособия «Блоки Дьенеша» и «Логико Малыш», для активации внимания детей во время занятия активно используются ИКТ, частая смена деятельности, использование здоровьесберегающих технологий, фокусы.

Организационный момент направлен на формирование условий для создания проблемной ситуации.

Во время мотивационно ориентировочного этапа следует создать условия для принятия проблемы детьми и формулировки цели.

Поисковый этап направлен на создания условий для восприятия цели и решения проблемной ситуации детьми

Во время практического этапа дети решают проблему взаимосвязи между членами семьи – создают генеалогическое дерево.

Во время рефлексивно оценочного этапа создаются условия для самооценки.

 

При составлении конспекта занятия использовалась литература: Остер, Г. Б. «Права детёнышей»: перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык /. — Москва : Планета детства, 2012., Астахов П. А. «Я и семья» 2013., Конвенция о правах ребёнка. — Москва : Астрель, 2012.

 

 

 

 

Конспект занятия для детей с ОВЗ «Знаем мы свои права».

Тема: Права ребенка.

Возрастная группа детей: старшая.

Тип занятия: «комплексное».

Образовательные области: область социально-коммуникативного развития, область познавательное развития.

Цель: Закрепить знания детей о своих правах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить знания детей о правах ребёнка.

Познакомить с «Конвенцией о правах ребёнка».

Продолжать формировать умение отгадывать загадки.

Продолжать формировать умение строить по схеме, используя блоки Дьенеша.

Продолжать развивать навык счета, используя планшеты «Логико Малыш»

Продолжать сформировать умение соотносить местоположение деталей.

Продолжать учить детей навыкам самооценки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание) .

Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, конвенция)

Развитие зрительного внимания и восприятия, навыков анализа и синтеза, памяти, тонкой и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав учить уважать достоинства и права других людей, воспитывать уважение и любовь к семье.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, Презентации «Загадки Домовенка», «Алгоритм изготовление генеалогического дерева», «Гимнастика для глаз», «волшебный» клубочек, подкладные листы для аппликаций, клей, заготовки деревьев, тряпочки для клея, фотографии членов семей детей, картинки с изображением домовенка

Предварительная работа: сбор фотографий членов семей детей, беседа о правах детей, рассматривание картинок о правах детей.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня правового воспитания
  2. Усвоение правовых понятий: закон, право, конвенция
  3. Повышение социальной компетентности дошкольников.
  4. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу.
  5. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  6. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Далее в конспекте используются следующие сокращения: П. – педагог, учитель – дефектолог, Д. – дети, Д-к – Домовенок Кузя, В. – воспитатель

 

Ход занятия.

  1. Орг. момент

П. – Здравствуйте ребята. Посмотрите, что я вам принесла.

(Фокус с платком. В руке появляется клубок.)

Это клубок не простой. Он волшебный.

(Слышится голос)

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала.

В путь- дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

П. – Ребята, это клубочек приглашает нас в волшебную страну Правознания. Хотите туда попасть?

Д. – Да.

П. – Тогда давайте возьмемся за веревочку, закроем глаза, и клубочек перенесет нас в волшебную страну Правознания

  1. Мотивационно ориентировочный.

П.— Вот мы и попали в волшебную страну. Но кажется кто-то плачет?

(на экране плачет домовенок из мультфильма)

Это же домовенок. А почему же он плачет? Наверно его кто-то обидел.

Д-к – Меня все обижают. Я все забыл. Я забыл свои права. Я не знаю, что мне можно, а что нельзя. Это же так страшно, каждый злой домовой может обидеть. Вот я и плачу.

П. – Не переживай домовенок. Ребята тебе помогут вспомнить твои права. Поможем ребята?

Д.—   Конечно поможем.

  1. Поисковый.

Д-к – Ребята, чтобы я все вспомнил помогите мне пожалуйста отгадать загадки и выполнить задания. Вот вам первая загадка:

Всех по-разному зовут:
Кот — Мурлыка,
Пес — Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …

Д. – Имя.

П. – Правильно. Каждый ребенок имеет право на имя.

Д-к — Конечно имя. И я тоже вспомнил свое имя. Меня зовут Кузьма. А ласково –Кузенька. А вас как зовут?

П. – Давайте назовем Кузеньке свои имена и тоже назовем себя. Я вам буду передавать вам волшебный клубочек, а вы называть свои имена, только давайте тоже назовем себя ласково.

Игра «Скажи ласково».

Д-к – Какие замечательные у вас имена. Но у Меня для вас есть еще одна загадка:

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …

Д. — Образование

Д-к. Молодцы ребята, отгадали загадку. Я теперь тоже понял, что у меня есть право на образование. Ребята, а вы образованные? А считать умеете?

Д. Да.

Д-к Тогда для вас есть задание.

(Задание на счет с применением знаний с использованием планшетов «Логико малыш»)

Д-к. Какие вы молодцы. Справились. Слушайте следующую загадку:

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …

Д. Отдых.

П. Право на отдых. Ребята и нам надо отдохнуть.

Физ минутка.

Мы работали, устали.    (Потянуться, руки через стороны вверх)
Дружно на ковёр все встали.
Ручками похлопали — 1. 2. 3.
Ножками потопали — 1. 2. 3.
Сели, встали.
Сели и друг друга не задели. (сели на ковер)
Посидим, по — отдыхаем
Все загадки отгадаем. (встали с ковра)

Д-к. Здорово отдохнули. Какое хорошее право: «Право на отдых». Вы теперь отдохнули и еще загадку отгадаете.

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …

Д. – Жильё.

Д-к – Конечно, я вспомнил, право на жилье. И мне нужен домик, я же домовой. Ребята постройте мне пожалуйста домик.

П. – Конечно мы построим дом для домовенка.

Постройка по схеме домика с использованием учебно-игрового пособия «Блоки Дьенеша».

Д-к — Очень красивый домик у вас получился, я буду в нем жить.

Ой, ой, ой. Что-то у меня голова заболела и глазки заболели. А надо еще одну загадку разгадать:

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …

Д. Врач.

П. – Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья. А твои глазки домовенок, мы сейчас вылечим. Ребята давайте покажем домовенку, как мы умеем делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз на экране.

Д-к — Как здорово у вас ребята получается. Только что-то мне грустно и тоскливо, что-то мне не хватает. Может быть последняя загадка поможет узнать, что же мне все-таки нужно.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…

Д. – Семья

Д-к – Семья? Ребята, а что же такое семья. Кто же входит в вашу семью.

П. – Кузя, семьи бывают большие и маленькие, но в каждой семье все обязательно любят и поддерживают друг друга. Ребята, давайте расскажем Кузе о членах вашей семьи.

(Ответы детей)

Д-к Как интересно. Ой, а в нашей волшебной стране выросло необыкновенное дерево. Что это такое. На экране показано генеалогическое дерево домовенка. Ребята! Я вспомнил! Это же моя семья! Вот бабушка и дедушка, вот мама и папа, а это я и мои сестра и брат. А вы хотите сделать такое же дерево?

Д. – Хотим.

П- Давайте ребята тоже сделаем такие замечательные деревья.

  1. Практический. (выполняется с воспитателем)

В. – Прежде, чем работать, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

В. – Посмотрите перед вами картинки деревьев. У дерева есть крепкие корни, толстые ветви и совсем молодые веточки. Так и в семье. Корни — это наши бабушки и дедушки. Они основа семьи, ветви внизу дерева – это родители. А кто такие родители?

Д. — Мамы и папы.

В. – Верно. Молодые ветви, которые растут на самом верху дерева – это дети. Это вы, ребята, ваши братья и сестры. Давайте сделаем с вами генеалогическое дерево. Внизу, там, где корни мы наклеим фотографии бабушек и дедушек, там, где ветви внизу дерева – наклеим фотографии родителей, а на самых высоких ветвях наклейте свою фотографию и фотографию своих братьев или сестер.

Дети выполняют задания по схеме на экране.

  1. Рефлексивно оценочный.

Д-к – Какие вы ребята молодцы, какие красивые у вас получились работы, принесите их домой своим родителям. А я побегу в свой дом к своей семье.

П. – Беги Кузя. Больше не плачь.

Д-к – Не буду. Теперь меня никто не будет обижать. Теперь я свои права знаю. Спасибо.

Д. – До свидания

П. – А нам пора возвращаться. Возьмитесь за веревочку волшебного клубка и закройте глаза.

П. – Вот мы и снова в нашей группе. Ребята, где мы с вами были?

Д. – Мы были в волшебной стране Правознания.

П. – Что мы там делали?

Д. – Мы помогали домовенку Кузе вспомнить свои права. Отгадывали загадки. Строили дом по схеме. Выполняли задания на планшете «Логико Малыш». Составляли генеалогическое дерево.

П. — А какие мы знаем права детей?

(Ответы детей)

П. – А все права детей записаны в книги, которая называется «Конвенция о правах ребенка» (демонстрация книги).

П. – Понравилось вам путешествие? Помогли мы домовенку? Если мы смогли прочь — возьмите картину, где домовенок улыбается, А если мы не справились, то возьмите ту картинку, на которой домовенок грустит.

(Дети берут картинки).

П. Молодцы ребята. А домовенок передал для вас гостинцы. (фокус с платком)

 


Оставить отзыв