Консультация для Родителей Обучение глобальному чтению детей с РДА

Обучение глобальному чтению детей с РДА.

 

Дети с ранним детским аутизмом, приходя в детский сад, имея крайне бедные представления об окружающим их мире. Многие из таких детей не только не могут назвать предметы и явления окружающего мира, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие аутичного ребенка зависит от формирования его речи.

Одним из средств компенсации не говорящего  ребенка с РДА является глобальное чтение.

При обучении глобальному чтению перед педагогом стоят задачи:

  • научить ребенка правильно понимать смысловую нагрузку графического изображения слова;
  • воспитывать отношение к глобальному чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.

Сравнивая пути овладения речью детьми с нормой и детьми с РДА, можно отметить следующие особенности.

Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь и воспринимающий её, как источник информации и коммуникации, благодаря этому, еще не начав говорить, понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет ребенок начинает обучаться чтению.

У аутичного ребенка этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное общение, отказ от него задерживает развитие мышления ребенка, познание им окружающего мира с помощью речи. Это обязывает проводить с аутичными дошкольниками большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет и обучение самостоятельному пересказыванию к 6-7 годам. Для такого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение глобальному чтению, тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.

Как научить малыша читать?

В обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.

Начиная с 1 года обучения ребенка (2-3 года), широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь.      На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия на тему: “ Автоматизация звука {С}”.

Цель занятия:

  • Образовательная. Обогащать словарный запас детей; закреплять навык глобального чтения слов по теме: “Семья”, “Овощи”; вырабатывать у детей навык построения короткой фразы из двух-трех слов.
  • Коррекционная. Отрабатывать четкое произношение гласных звуков, звука {С}
  • Воспитательная. Учить детей уважительно относиться друг к другу, к труду взрослых.

Оборудование: тарелка с натуральными овощами, посуда и инструменты для приготовления салата, карточки для чтения слов по теме: “Овощи”

Словарь: салат, редис, масло, суп, сок, мясо, капуста, капустный, доска, игрушка слоненок

Ход занятия

  1. Артикуляционные упражнения для произношения звука {С}.

Сегодня, дети, мы с вами поучим слоненка произносить звук {С} Логопед ставит на стол игрушечного слоненка, просит его произнести звук {С} Слоненок молчит. Логопед предлагает детям сделать несколько упражнений для язычка:

– Упражнение “Улыбка” Не открывая широко рта, улыбнитесь слоненку.
– Упражнение “Заборчик” Улыбнитесь и покажите слоненку зубки “заборчиком”.
– Упражнение “Блинчик”. Положите за нижними зубами язычок блинчиком, чуть сомкните зубки, посвистите слоненку С-С-С Дети произносят звук (С)

Молодцы! Давайте еще раз вместе со слоненком произнесем звук [С]. Дети длительно произносят звук {С-С-С}

  1. Сюжетно-ролевая игра.

Дефектолог: Сегодня, дети, мама решила приготовить для всех членов семьи на обед суп, мясо, салат и сок. Мама порезала овощи: редис, лук, помидоры, все посолила и полила маслом. Я вам покажу, как мама готовила салат, а вы мне помогите. Какие овощи резала мама? Я их буду резать. Сережа, возьми из тарелки овощ, назови его. Дети, положите на парту карточку с этим словом. Дети отвечают и выкладывают на парту таблички со словами

ПОМИДОР РЕДИС ЛУК КАПУСТА

Что готовила мама? САЛАТ. Что делала мама? РЕЗАЛА. СОЛИЛА, ПОЛИВАЛА МАСЛОМ. Что у нас с вами на тарелке? САЛАТ

Кто будет обедать? Вся СЕМЬЯ. Это (дети выкладывают на парте карточки со словами) –

ПАПА СЫН РОМА СЕСТРА КРИСТИНА ДОЧЬ МАМА

Что будут все кушать на обед? Дети называют: суп, салат, мясо.

Что все будут пить? Дети отвечают: “Все будут пить сок”

Из чего мама готовила салат? Дети снова читают таблички со словами:

РЕДИС ЛУК ПОМИДОР КАПУСТА

Логопед предлагает детям попробовать салат
Вкусный получился салат? Ответ детей: “ Салат получился вкусный” Как вы должны поблагодарить меня? “Спасибо”

Какой это овощ? КАПУСТА.

Какой сок из него можно приготовить? КАПУСТНЫЙ.

  1. Физкультминутка.

Пантомима “В огороде”. Демонстрируется картинка “Огородное пугало”.

Дети шли, шли, шли. В огород они зашли.
Увидали там урода – и бегом из огорода.

Дети изображают испуг и бег из огорода

  1. Творческая работа детей по закреплению навыка чтения слов глобальным методом

Детям раздаются карточки. На них:

Картинка с изображением овоща
Помидор
Лук
Редис
Капуста
Свекла
слово, обозначающее овощ
лук
редис
помидор
свекла
капуста

Детям надо соединить картинку, изображающую овощ, со словом, обозначающим этот овощ.

Кристина поясняет: “Это помидор, это лук, это редис, это капуста”. Что готовят из этих овощей? Из них готовят САЛАТ.

Дети, найдите на карточках название овощей с буквой “С”. Дети читают слова: РЕДИС, КАПУСТА, СВЕКЛА.

  1. Развитие навыка пространственного воображения.

Каждому ребенку выдается лист бумаги с изображением овощей.

Детям предлагается узнать и назвать, какие овощи изображены на листе бумаги методом наложения.

  1. Итог занятия. Вспомните, дети, кто приходил к нам в гости, чтобы научить вас правильно произносить звук (С)? СЛОНЕНОК Что готовила из овощей мама? – САЛАТ, СОК. Из чего готовили салат и сок? – ИЗ ОВОЩЕЙ. Кто сегодня обедал? – ВСЯ СЕМЬЯ.

Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому я дарю всем картинку-раскраску. Дома каждый раскрасит картинку с нарисованным овощем. Занятие окончено, всем спасибо.

Литература.

  1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем, обучая (рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью) Москва 2002 г.
  2. Жукова Н.С. Букварь Екатеринбург, 2007 г.
  3. Лаврентьева Н.Б. “Обучение детей с аутизмом: создание “личного букваря”.
  4. Журнал “Дефектология” № 6, 2008 г.
  5. Пожиленкова Е.А. “Волшебный мир звуков и слов” Владос Москва 1999 г.
  6. Маниченко А. Как научить ребенка читать. Методика обучения беглому чтению с рождения. Челябинск. Умница 2

 

 

 

 

 

 

 

Глобальное чтение

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрес-сивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Виды работ

  1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.
  2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».

Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкла-дывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.

Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

  1. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений:

– схематела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. – здесь удобно работать перед зеркалом);

– план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

  1. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.


Оставить отзыв