Выступление в рамках семинара – практикума «Методы и проблемы формирования самостоятельности у детей» «Особенности самостоятельной деятельности у дошкольников с ЗПР»

ЗПР — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. (Б.П.Пузанов)

В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей ЗПР, их самостоятельной деятельности был выявлен целый ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой сфере, поведении и личности в целом Можно выделить следующие общие черты для детей с ЗПР:

~ низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

~ незрелость эмоций и воли;

~ узкость и бедность круга представлений об окружающих предметах и явлениях;

~ обеднённый словарный запас, своеобразная речь;

~ незрелость мышления (основные мыслительные операции к началу школьного обучения окончательно не формируются);

~ страдают все виды памяти, восприятие замедленно, низкий уровень самоконтроля;

~ нарушение общения с окружающими людьми;

~ своеобразное развитие личности.

Все эти нарушения, в отличии от умственной отсталости у детей с ЗПР носят временный характер.

Исходя из всего этого, следует отметить, что эта общая незрелость психики ребёнка определённым образом проявляется в самостоятельной деятельности и накладывает на неё свой отпечаток.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте у детей с ЗПР также является игра, но следует отметить, что игровая деятельность детей с ЗПР отличается от игры здоровых сверстников, все компоненты ролевой игры оказываются у детей до конца не сформированными:

~ сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы;

~ замысел игры возникает с трудом, сюжеты тяготеют к стереотипам;

~ содержание игры, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны;

Ролевые отношения отличаются импульсивностью, в процессе игры дети мало общаются со сверстниками, игровые объединения неустойчивые, часто возникают конфликты.

Исходя из этого у всех старших дошкольников с ЗПР отмечается резко сниженную активность в области самостоятельной деятельности.

Для того, чтобы она возникла, необходимо целенаправленное вмешательство взрослого, которое выражается в том, что он полностью осуществляет организационный этап.

Дети с ЗПР не могут чётко определить цель самостоятельной деятельности, объединиться в сообщество, возникают трудности в определении задач самостоятельной деятельности и выборе материала, поэтому всем этим занимается взрослый, который помогает организовать эту деятельность. Следовательно, для старших дошкольников с ЗПР возможна лишь процессуальная деятельность, которая редко является деятельностью совместной, коллективной, и представляет собой деятельность рядом или деятельность вместе.

Также установлено, что у дошкольников с ЗПР имеются существенные трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придаёт их самостоятельной деятельности смысл, делает её мотивированной деятельностью.

За трудностями в создании воображаемой ситуации в самостоятельной деятельности дошкольников с ЗПР стоит бедность образной сферы: недостаточная обобщённость и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного жизненного опыта. В связи с этим у них заметно снижена потребность в самостоятельной деятельности.

Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые формы самостоятельной деятельности, требующие выполнения определённых правил осуществляемая ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия, часто простые манипуляции, в целом самостоятельная деятельность носит процессуальный характер.

У дошкольников с ЗПР с различной степенью выраженности по уровню сформированной самостоятельной деятельности встречаются свои специфические особенности:

— самостоятельная деятельность носит процессуальный характер;

— действия объединены в короткие цепочки вокруг одного белее общего, стержневого действия, относятся;

— реализация самостоятельной деятельности носит ситуативный, неустойчивый характер. Действия детей бедны по своему характеру;

— не могут самостоятельно выделить ситуацию и обозначить её словом;

— низкая мотивация, включаются в самостоятельную деятельность только по требованию взрослого.

Исходя из этого, можно сказать, что самостоятельная деятельность дошкольников с ЗПР находится на самой низшей ступени развития и соответствует деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста, не имеющего никаких нарушений.

Соответственно, в связи с особенностями самостоятельной деятельностью детей с ЗПР, требуются определенные формы работы:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной деятельностью.

— повышать самостоятельный опыт детей;

;

— повышать уровень мотивации к самостоятельной деятельности.

 

Таким образом, Самостоятельная деятельность у дошкольников с ЗПР своеобразна, требует коррекции и правильно организованная систематическая работа с детьми.

Литература:

Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ под ред. Лебединской К.С. – М., 1952г.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития (ранняя диагностика коррекции ЗПР; 1 год обучения). – М., 2000г.

Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста (лекции). – Л., 1988г.

Дети с задержкой психического развития./ под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.Л. – М., 1984г.

Дети с задержкой психического развития. / под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. – М., 1971г.

Дефектология. Словарь-справочник. / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1999г.

Диагностика и коррекция задержки психического развития детей / под ред. Шевченко. – М., 2001 г.

Кузнецова Л.В. «Использование игры в коррекционных целях».// сб. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. – М., 1986г.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990г.

Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М., 1990г.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990г.

 


Оставить отзыв