Доклад ГСГУ «РОЛЬ СЕМЬИ В ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ»

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции

  1. Через раннюю коррекцию.
  2. Через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку.
  3. Через обязательный отбор детей для интегрированного обучения.

Модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции»: полная, частичная, временная, комбинированная

Интеграция – процесс, который имеет определенные ограничения с точки зрения возможности и эффективности его реализации. Такими ограничениями являются условия интеграции – внешние и внутренние.

К внешним условиям интеграции относятся:

  • раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения;
  • наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:

  • уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность к интегрированному обучению.

Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся, функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ.

Поэтому сегодня уместно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования детей с ОВЗ:

  • традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ДОУ;
  • интегрированного;
  • инклюзивного.

Реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.

Интегрированное (инклюзивное) обучение может быть эффективным только в том случае, если в общеобразовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Этими условиями являются:

  1. Углубленная психолого-медико-педагогическая диагностика, позволяющая выявить у детей сохранные возможности с целью максимального использования в образовательном процессе. Эту деятельность осуществляют психологи, педагоги, логопеды, дефектологи и медицинские работники, взаимодействуя в ПМПк. Основой их деятельности является комплексный подход и комбинирование медицинских, педагогических и психологических воздействий на ребенка.
  2. Реализация адекватной учебной программы и регулярный контроль её соответствия реальным достижениям учащегося, индивидуализация обучения.
  3. Введение в содержание обучения специальных (коррекционных) занятий, обеспечивающих компенсацию первичного дефекта в развитии учащихся и предотвращение вторичных отклонений.
  4. Использование специальных методов, приемов и средств обучения с учетом первичного дефекта ребенка (при необходимости применение специальных технических устройств).
  5. Формирование субъект-субъектных отношений (сотрудничества, сотворчества) в процессе взаимодействия педагогов с обучающимися.
  6. Обязательное включение родителей в процесс обучения, воспитания и реабилитации ребенка с ОВЗ.

 

Для вовлечения родителей детей с ОВЗ в процесс интеграции следует примирить их с ситуацией и настроить на плодотворную работу и сотрудничество.

Возможная реакция родителей, когда они узнают, что у них ребенок с ОВЗ:

  • Отрицание – наиболее типичная реакция на врачебный диагноз – неверие в существование болезни.
  • Чувство вины, переживания по поводу совершенных ошибок
  • Гнев, возникающий на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в самом ребенке.

При этом следует отметить специфические особенности родительского поведения:

  1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию.
  2. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико- педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике).
  3. Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими.

При адаптации к ситуации рождения ребенка с проблемами семья проходит несколько стадий:

1 СТАДИЯ –стадия шока, агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого». В семье растет напряженность, ухудшается социально психологический климат.

2 СТАДИЯ – стадия скорби по здоровому ребенку, которого нет. Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов.

3 СТАДИЯ — стадия эмоциональной адаптации. Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье ребенок с ОВЗ.

СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ.

 

 

ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ                           НЕ ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ

 

ПРИНИМАЕТ     НЕ ПРИНИМАЕТ      ПРИНИМАЕТ   НЕ ПРИНИМАЕТ

ПРОБЛЕМУ           ПРОБЛЕМУ              ПРОБЛЕМУ           ПРОБЛЕМУ

 

ИЩЕТ               ЗАКРЫТАЯ          ИНТУИТИВНОЕ

МУЛЬТИСЛОЖНАЯ

ПОМОЩИ                  СЕМЬЯ                   ВОСПИТАНИЕ             СЕМЬЯ

 

Информация, необходимая для организации поддержки семьи

  • Состав семьи, возраст, профессии
  • Образовательный и культурный уровни взрослых
  • Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости
  • Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку
  • Материальные условия
  • Стадия адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами
  • Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами

Для полноценного включения родителей в процесс интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников следует сформировать у мам и пап адекватную ситуации правильную позицию в коррекционном процессе.

Формирование позиции родителей ребенка с ОВЗ проходит в несколько этапов:

Первый этап направлен на привлечение родителей к коррекционно – развивающему процесс (важно убедить, что никто кроме родителей не поможет).

Второй этап направлен на увлечение родителей процессом развития ребенка (важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов).

Третий этап направлен на развитие творческих подходов родителей к обучению и развитию (важно показать возможность родительских исследований).

Результатами успешной работы с родителями являются: нормализация эмоционального состояния ребенка, устойчивость психолого-эмоционального состояния родителей, создание коррекционно – развивающей среды в семье, что приводит в результате, к реализации возможностей развития ребенка с ОВЗ в среде сверстников, его социализации и адаптации в жизни, интеграции в процесс образования.

Технологии реабилитации детей с ОВЗ предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение мамами и папами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях.

Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Задачи специалистов и педагогов помочь семье с особенными детьми, ведь процесс интеграции включает в себя не только посещение образовательных учреждений, но и включение ребенка с ОВЗ в социум, окружающий его, а в этом ведущая роль должна принадлежать самым близким, родным людям.


Оставить отзыв