Выступление на метод объединении «ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С РДА в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР»

 

Аутизм – достаточно широкий спектр нарушений развития. Но вполне возможно помочь ребенку развиваться, социализироваться, научить учиться и обслуживать себя, а также общаться с другими людьми адекватным способом.

Общеизвестно, что расстройства аутистического спектра привлекали внимание отечественных детских психиатров еще с конца XIX века, с 1947 г. в работах С.С.Мнухина и его школы детский аутизм выделен как самостоятельная проблема. В работах К.С.Лебединской, В.В.Лебединского и их учеников с середины 70-х годов разработаны оригинальные представления о детском аутизме как о своеобразном варианте психического дизонтогенеза и комплексной медико-психолого-педагогической коррекции аутизма. В 1989 году Президиум АПН СССР принял постановление, согласно которому детский аутизм является самостоятельным вариантом нарушения психического развития, и дети с аутизмом нуждаются в специальных подходах и условиях обучения и воспитания. Еще раньше, в 1985 году в Министерство народного образования СССР К.С.Лебединской было направлено письмо с предложениями об организации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с аутизмом.

Детские психиатры успешно выставляют диагнозы “детский аутизм”, “атипичный аутизм”, “синдром Аспергера” (соответственно F84.0, F84.1 и F84.5 по официально принятой в нашей стране, как и в всем мире классификации МКБ-10), однако где, чему и как должны учиться дети с аутизмом, совершенно непонятно, поскольку в документах Министерства образования РФ аутизм если и упоминается, то лишь на уровне проектов и рекомендаций. При этом согласно Конституции Российской Федерации, Закону “Об образовании”, множеству международных актов, ратифицированных Российским парламентом, “каждый имеет право на образование”.

Вопрос о коррекционном обучении и воспитании детей с аутизмом имеет самое прямое отношение к проблеме интеграции, поскольку аутизм подразумевает “качественное нарушение способности к общению” (МКБ-10), что само по себе уже есть сегрегация, и поэтому любое квалифицированное коррекционное воздействие в случае аутизма можно рассматривать как интеграционно направленное.

Вопрос об интеграции лиц с аутизмом в общество достаточно сложен и включает в себя очень сложную, длительную и системную работу:

  • Интеграция ребенка осуществляется на основе индивидуального сопровождения.
    специально подготовленным педагогом-дефектологом, то есть в группе на занятиях работают два педагога.
  • Необходима предварительная специальная подготовка ребенка;
  • Также следует адаптировать детский коллектив к совместному обучению с аутичным ребенком;
  • У ребенка с РДА должны быть относительно негрубые аутистические расстройства;
  • Крайне необходима активная позиция семьи.

Не менее важен вопрос: “Как и чему учить ребенка с аутизмом?”, и результативность интеграции прямо зависит от его решения. На первом плане должны быть не так называемые академические знания, а коммуникативные навыки, “обучение жизни”, развитие “жизненной компетенции” (Н.Н.Малофеев).

Особенности аутизма таковы, что аутичого ребенка нужно учить всему: от самообслуживания и навыков опрятности до профессионального поведения и умения провести досуг. Спонтанно овладение этими навыками если и происходит, то искаженно и с большим опозданием, что усугубляет асинхронию развития, часто вызывает невротические расстройства.

Зарубежный и отечественный опыт показывает абсолютную необходимость возможно более раннего начала интенсивной индивидуальной  работы с постепенным введением групповых форм. По данным американских специалистов, раннее (до 3 – 4 лет) начало коррекции повышает процент успешной интеграции до 55-60% (см. работу Роланда и Памелы Макхолд в этом сборнике). Более того, проведенные в США на протяжении нескольких десятилетий наблюдения показали экономическую эффективность такого подхода за счет снижения инвалидности и институциализации лиц с аутизмом и вовлечения их родителей в активную жизнь общества.

В методическом отношении наиболее актуальным представляется отказ от волюнтаризма как в форме жесткой приверженности какому-то одному подходу, так и в форме произвольного сочетания многих методик. Попытки определить показания и противопоказания для выбора методического подхода, для определения последовательности методов и правил перехода от одного подхода к другому уже предпринимаются (С.С.Морозова), но, это лишь первые шаги на пути решения проблемы.

Единственной силой, способной сдвинуть ситуацию с мертвой точки, является активность общества, прежде всего родителей детей с аутизмом, однако способность защищать права своих детей только-только появляется у большинства из них, задавленных тяжелыми проблемами детей, экономическими трудностями, безразличием государства, непониманием окружающих.

Сегодня мы осваиваем новые формы и методы помощи детям с аутизмом, приглашаем передовых специалистов для сотрудничества.

В нашей группе работа по интеграции детей в среду здоровых сверстников ведется планомерно и систематически. При сотрудничестве с группами «Теремок» и «Кораблик» проводятся разнообразные мероприятия в которых участвуют здоровые дети и дети с РДА.

Эта работа включает в себя следующие аспекты:

  1. Обследование эмоциональной готовности аутичного ребенка к контакту.
  2. Предварительная подготовка ребенка с РДА.
  3. Предварительная подготовка детей групп «Теремок», «Колокоьчик»
  4. Предварительные (кратковременные) посещения этих групп.
  5. Посещение групп «Теремок», «Колокольчик» во время прогулки и свободной деятельности.
  6. Организация совместных игровых моментов.
  7. Организация общей трудовой деятельности.
  8. Посещение общих развлечений.
  9. Проведение совместных праздников.
  10. Посещение занятий по продуктивной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ФЭМП.
  11. Работа с родителями.

В результате такой работы, в которую включены не только дети и педагоги группы с РДА, но и дети других групп, педагоги и воспитатели и специальные педагоги и психолог, родители, аутичные дети легче адаптируются а окружающей их жизни, учатся контактировать с другими детьми и взрослыми, побуждаются к этому контакту. Аутисты побуждаются к общению с окружающим миром, т.е. компенсации их нарушения развития, и соответственно таким  аутичным детям легче будет перейти к школьному обучению, т.е. выполняется основная цель коммуникационной работы – социализация аутичных детей.


Оставить отзыв